31 июля 2024
Архитектор Филип Болл о новом дизайне фасадов LUZHNIKI COLLECTION
Архитектор и консультант по дизайну фасадов LUZHNIKI COLLECTION
Филип Болл рассказал в интервью о том, как были разработаны динамичные фасады и что делает их особенными для города.
«Фасады самых ярких девелоперских проектов становятся все более сложными и изобретательными. И проект LUZHNIKI COLLECTION точно сможет претендовать на упоминание в учебниках по архитектуре за яркое и нетривиальное решение — динамичные фасады, выполненные из натурального камня, стекла и металла. Эти элементы позволят создать клубные дома, которые органично вписываются в ландшафт и подчеркивают характер окружающей территории.
Откуда такое особое внимание к фасадам? И что означает этот термин — «динамичные»?
Идея фасадов, стиль которых плавно переходит от классики, характерной для Хамовников, к хай-теку Лужников, возникла в ходе обсуждений с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Это очень смелое, неординарное решение — создать именно меняющуюся, очень пластичную стилистику, чтобы органично поместить современную архитектуру в сложившийся исторический контекст. Тем более, тут особый случай, LUZHNIKI COLLECTION строится на первой линии Москвы-реки в Хамовниках — одном из самых интересных, дорогостоящих и престижных районов столицы, с его уютными улочками и скверами, с его роскошной архитектурой старых монастырей, особняков московского купечества и строгих сталинок. К тому же, комплекс граничит с «Лужниками», где мы видим ярко выраженную спортивную динамику и вполне современные здания.
Таким образом, соединяются две части города, и этот проект находится на пересечении двух эпох. Поэтому перед нами стояла задача максимально естественно и вместе с тем эффектно вписаться в имеющийся многоплановый ландшафт.
За счет каких решений и материалов будет воплощен такой технологичный и непростой проект?
Итоговый выбор материалов, цветов и текстур сложился после нескольких месяцев экспериментов с разными вариантами. Брали за основу материалы, присущие локации Хамовников со своей историей, повторяли их в разных элементах и пропорциях. Потом вплетали новый цвет. Так появилась «архитектурная коллекция» фасадов.
Мы наблюдали, как изменяется динамика фасада в зависимости от сочетания и пропорций металлических элементов дизайна, натурального камня и цвета стекла. Анализировали и выбирали те решения, которые наилучшим образом соответствуют общей картине и вписываются в окружающий контекст.
Отделочные материалы для фасадов должны быть одновременно эффектными и практичными, поэтому качество материалов имеет первостепенное значение. Камень используется натуральный, стекло — самого высокого качества и прочности, а металл — анодированный. Кстати, металл в нашем проекте гармонично сочетается не только с впечатляющим постмодернистским зданием РАН, увенчанным золотистой металлической конструкцией, но и с лентой на фасаде центра гимнастики Винер, создавая единое и гармоничное архитектурное пространство.
А какие именно элементы фасадов меняются в рамках заданной концепции и как это визуально выглядит?
В наших решениях мы акцентируем внимание на глубине фасадов и пропорциях. Обратите внимание: фасады домов, расположенных ближе к Хамовникам, имеют большую глубину. Это добавляет роскоши и отсылает к исторической архитектуре, которой свойственны углубленные окна и проемы. При приближении к «Лужникам» облик клубных домов первой линии меняется.
Фасады получают большую пластичность и воздушность за счет увеличения площади светопрозрачных конструкций. Вертикальные каменные элементы становятся изящнее от нижних этажей к верхним, переходя в актуальные легкие формы из металла и стекла. Такое решение визуально перекликается с современной архитектурой новых спортивных объектов «Лужников».
Большие окна и масштабное остекление открывают максимальные возможности для панорамных видов. Но нет ли здесь риска сравнения с офисными зданиями?
У нас нет сплошного стеклянного фасада, который мог бы напоминать обычное офисное здание. Но есть очень смелые идеи использования стекла. Например, пентхаусы с видом на Москву-реку полностью спроектированы из стекла. Таким образом внутреннее пространство наполняется светом и воздухом. Стеклянный периметр дает фантастические виды на всю Москву, а также ощущение размытых границ, будто бы нет стен: визуально объем пространства вырастает в разы. Я уже не говорю о том, что резиденты пентхаусов смогут любоваться невероятными московскими рассветами и закатами.
В последнее время архитекторы как будто бы соревнуются за пальму первенства в том, у кого фасад будет более ярким, оригинальным и технологичным. Как вы считаете внешний вид фасадов все же играет какую-то утилитарную роль или это исключительно внешний визуальный эффект?
Внешний вид фасадов играет важную роль в опыте проживания. Он создает визуальную и эмоциональную связь с конкретным зданием, в котором живет человек. Людям нужно дать возможность гордиться своим домом: роскошным, продуманным до мелочей, расположенным у главной столичной реки, в историческом районе, но с современным спортивным кластером в двух шагах. Это чувство начинается с визуального восприятия фасада и продолжается в интерьерах, включая зоны общего пользования. Всё это вместе формирует единое целое, создавая ощущение дома.
В LUZHNIKI COLLECTION даже зона дроп-офф на минус первом этаже, обеспечивающая приватность, спроектирована особым образом. Этот подход я видел в лучших отелях Азии: впечатляющие фасады зданий видны отовсюду, включая зону парковки, которая находится на уровне ниже основного.
Вы работали над многими яркими объектами по всему миру. Проект LUZHNIKI COLLECTION чем- то выделяется для вас на фоне других? В чем его особенность?
Я всегда стараюсь погрузиться в атмосферу проекта и представить, будто живу в нем сам. Для меня важно визуализировать, как я бы организовал жизнь в определенной квартире, как бы обустроил пространство для себя. Это касается не только квартиры, но и окружения, ландшафта. LUZHNIKI COLLECTION — особенный для Москвы проект. Он строится в неповторимом месте, в историческом районе у реки. Жить здесь — действительно мечта: большая закрытая территория с дизайнерским большим парком, с водопадом.
Для себя какой-то корпус выделяете? В котором хотели бы лично жить?
Лично мне очень нравятся корпуса у воды, особенно четвертый и пятый, которые находятся ближе всего к Лужникам. Из окон этих домов открывается панорамный вид на набережную, лесной массив противоположного берега и приватный сад. Также интересен корпус, расположенный в самом центре частного парка, откуда можно любоваться как гладью реки, так и потрясающим видом на собственную парковую территорию — это красиво в любое время года. Такие жилые комплексы в исторической черте города, в районах со сложившейся прекрасной инфраструктурой и историческими памятниками и при этом вблизи огромных зеленых массивов, у реки — это большая редкость для любого крупного мегаполиса.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов о динамичных фасадах клубного дома Luzhniki Collection:
«В фасады жилых корпусов на первой линии Лужнецкой набережной авторы проекта заложили идею преобразования, подчеркнув тренд на пластичность архитектуры и переход от статики к динамике в современном облике города. Архитектурные решения со стороны Фрунзенской набережной будут перекликаться со сталинским ампиром, характерным для района Хамовники, а также отличаться строгой геометрией форм. По мере визуального перехода к территории спорткомплекса „Лужники“ облик корпусов первой линии будет меняться, приобретая черты актуального хайтека», — отметил он, комментируя концепцию фасадного оформления. В своем личном телеграмм-канале он также добавил, что «интересный набор фасадных решений» комплекса даст городу «и новые общественные пространства, и новый архитектурный ансамбль» в «классном месте и с классной архитектурой».
LUZHNIKI COLLECTION — элитный жилой комплекс, состоящий из 12 клубных домов. Расположен на Лужнецкой набережной напротив Воробьевых гор по соседству со спорткомплексом «Лужники».
Опираясь на концепцию генерального плана и идеи посадки зданий, предложенные командой британского бюро Dyer, был создан оригинальный дизайн фасадов, который отражает динамику городского развития. Архитекторам удалось разработать уникальные архитектурные решения для проекта. Голландское бюро MVRDV выступило координатором креативных концепций по мере развития проекта, а московское бюро АПЕКС объединило усилия международной команды, создав гармоничный проект, а также активно участвовало в разработке инженерных и дизайнерских решений.