10 сентября 2024
ПАРК LUZHNIKI COLLECTION КАК ИСКУССТВО
Статья издания «Проект России» о ценности природных пространств для физического и психологического благополучия горожанина. Авторы подробно рассказывают о частном парке LUZHNIKI COLLECTION, как об уникальном оазисе с идеальными условиями для отдыха, перекликающемся с видами на заказник «Воробьевы горы».
Почти 80% территории проекта Luzhniki Collection будет отдано под благоустройство
«Парк постиндустриального периода: от общего к частному
Бурное развитие городов с каждым годом становится все интенсивнее. Как следствие, здесь с колоссальным отрывом преобладает среда рукотворная, искусственно созданная (особенно в таких мегаполисах, как Москва). Однако создаются, к счастью, не только очередные кварталы из стекла и бетона: напротив, в период постиндустриальной экономики еще больше осознается ценность природных пространств для физического и психологического благополучия горожанина. Поэтому, если мы говорим о новых жилых проектах в самых престижных районах столицы — таких, как Хамовники, Якиманка или Пресня, — то обустраиваемые рядом с ними дворы превращаются, как в былые времена, в настоящие шедевры садово-паркового искусства, связанные с архитектурой в единый гармоничный ансамбль.
Парк как искусство
В любой стране мира обладание собственным парком — показатель состоятельности и высокого социального статуса владельца. Не будет большим преувеличением сравнить вельможные сады и парки с наследными драгоценными камнями. Во всяком случае, стоимость их была сопоставима, тем более что все великолепие изысканных дворцов норовило выплеснуться наружу. Известный факт: в знаменитых садах Медичи скульптур было больше, чем в любой современной галерее. А сады Версаля, например, вообще стали синонимом роскоши и гордостью французских королей.
В Москве на Лужнецкой набережной прямо сейчас строится МФК Luzhniki Collection с самым большим частным парком (концепция фасадов Dyer, ландшафт Greenhance). Именно здесь, на огромной территории в 5,3 гектара, создается уникальный оазис, где центральное место занимает декоративный водоем с двухуровневой водной гладью и «живой» стеной-водопадом. Уединенные лаундж-зоны, окруженные зеленью, предлагают идеальные условия для отдыха.
Планировочные элементы частного сада МФК Luzhniki Collection разделяются зелеными буферами — с помощью фитопластики и геопластики © Greenhance
Перекликаясь с видами на заказник «Воробьевы горы», ландшафт будет сформирован разноуровневым озеленением из крупномерных деревьев, кустарников и злаковых трав. Сезонное цветение создаст яркую флористическую картину общественно-прогулочного пространства с весны до глубокой осени, а вечнозелёные растения сохранят красоту зимой.
Частный парк в МФК Luzhniki Collection будет выглядеть привлекательно в разные сезоны © Greenhance
Парк предлагает отдельные пространства для прогулок, медитаций, детских игр, творчества и спорта. Фрагменты сада-парка появятся даже на -1 уровне подземного пространства, в оформлении открытых подъездных дроп-офф: здесь будут использованы как классические приемы ландшафтного дизайна, так и инновационные технологии с устройством разноуровневого и вертикального озеленения. Уникальный сад-флорариум из тенелюбивых растений под светопрозрачным куполом станет еще одной изюминкой проекта.
Дроп-офф зона обеспечит парадный подъезд в традициях лучших отелей мира © Greenhance
В составе комплекса также появится городская площадь с разными активностями, кровлю ритейл-галереи озеленят, а по благоустроенной набережной можно будет дойти до популярных мест района, от комплекса «Лужники» до Парка Горького.
Крыши стилобата с ритейл-помещениями будут экстенсивно озеленены © Greenhance
Один только этот проект, благодаря уникальной идее разноуровневого парка-сада и выходящим за его пределы ландшафтному поясу, «обогатит» город на 6,7 гектаров новых зеленых пространств – под благоустройство отводится почти 80% территории комплекса.
Новое поколение дворовых парков и садов: что в тренде
Комплекс на Лужнецкой набережной собрал в себе все основные тренды озеленения и обустройства дворовых парков последних лет. Во-первых, это, конечно, зеленые кровли — они не только вносят неоценимый вклад в экологию города, очищая воздух и снижая нагрузку на дренажные системы, но и эстетически выглядят гораздо привлекательнее, чем еще недавно типичная для московских крыш «выставка» коммуникаций. Учитывая, что с каждым годом столица растет вверх и появляется все больше точек восприятия кровель с высоты, «пятый фасад» приобретает ничуть не меньшее значение. Тем более, когда речь идет не только о садах на самых верхних этажах зданий, доступных, как правило, только жильцам определенных квартир, но и об озелененных стилобатах-парках, открытых для всех резидентов комплекса.
Во-вторых — искусственные водоемы: вода — неотъемлемая часть природной экосистемы, взаимодействие с которой позитивно влияет на психологическое состояние, а с точки зрения эстетики — предлагает ландшафтным архитекторам больше возможностей для применения выразительных приемов и всегда очень эффектно взаимодействует с окружающей застройкой.
В углублении искусственного водоема проекта Luzhniki Collection появится лаундж-зона, которая будет ниже уровня воды, создавая ощущение нахождения посреди водного пространства © Greenhance
В-третьих — это многоуровневый рельеф: с его помощью легко получается устроить и четко разделить живописные маршруты и зоны для тихого отдыха от шумных спортивных и игровых площадок.
В-четвертых — всесезонное растительное разнообразие: это когда в любое время года в саду или парке есть растения, которые цветут, плодоносят или хотя бы просто зеленеют.
И пятое, что стало последнее время фактически обязательным для московских проектов жилых резиденций, — это интеграция в общегородскую систему общественных пространств, когда, выходя за пределы конкретного комплекса, житель не испытывает дискомфорта: он продолжает идти по благоустроенной улице или набережной.
Еще не забытое старое
Но будет честным сказать, что все данные тренды зародились не вчера, а ещё во время роскошной жизни царских и королевских семей. В любой стране мира обладание собственным парком — показатель состоятельности и высокого социального статуса владельца. Не будет большим преувеличением сравнить вельможные сады и парки с наследными драгоценными камнями. Во всяком случае, стоимость их была сопоставима, тем более что все великолепие изысканных дворцов норовило выплеснуться наружу. Известный факт: в знаменитых садах Медичи скульптур было больше, чем в любой современной галерее. А сады Версаля, например, вообще стали синонимом роскоши и гордостью французских королей.
Растительность на 900 гектарах парка Версаль за всю историю пересаживалась уже 5 раз
В России — и в Москве в том числе — частные сады и парки, устроенные на манер европейских, тоже имели аристократическое происхождение. Так, первой рукотворной ландшафтной зоной в нашей стране стал парк при усадьбе Лефортово — как можно догадаться, заложил его Петр I, задумав устроить себе московскую резиденцию, и повелел все сделать на голландский манер: с особой системой дорожек, ручьев, развернутых и запруженных с помощью плотин, павильонов и беседок. Гроты, пруды, ротонды, купальни, фонтаны, скульптуры — все эти хорошо знакомые нам сегодня садово-парковые элементы зародились еще тогда, в XVII-XIX веках. Да и вообще большая часть известных старых московских парков когда-то были приусадебными: Кусково, Архангельское, Останкино, Петровско-Разумовское. И даже Нескучный сад, который фактически примыкает к знаменитому Парку Горького, — это наследие графов Трубецких, которые привнесли в его ландшафты элементы итальянского ренессансного сада.
В России — и в Москве в том числе — частные сады и парки, устроенные на манер европейских, тоже имели аристократическое происхождение. Так, первой рукотворной ландшафтной зоной в нашей стране стал парк при усадьбе Лефортово — как можно догадаться, заложил его Петр I, задумав устроить себе московскую резиденцию, и повелел все сделать на голландский манер: с особой системой дорожек, ручьев, развернутых и запруженных с помощью плотин, павильонов и беседок. Гроты, пруды, ротонды, купальни, фонтаны, скульптуры — все эти хорошо знакомые нам сегодня садово-парковые элементы зародились еще тогда, в XVII-XIX веках. Да и вообще большая часть известных старых московских парков когда-то были приусадебными: Кусково, Архангельское, Останкино, Петровско-Разумовское. И даже Нескучный сад, который фактически примыкает к знаменитому Парку Горького, — это наследие графов Трубецких, которые привнесли в его ландшафты элементы итальянского ренессансного сада.
Нескучный сад в период расцвета. Как писал известный москвовед П.В. Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории «разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" — с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец. К западу от владения братьев Трубецких через глубокий Андреевский овраг, по которому к началу XX века проложили кольцевую железную дорогу (сейчас здесь проходит Третье транспортное кольцо — прим.ред.), тянулись земли князей Голицыных».
Постепенно почти все подобные территории — некогда частные — стали общедоступными, то есть городскими общественными пространствами. Во дворах же при жилых домах долгое время в лучшем случае высаживались деревья, цветы и кустарники (зачастую — силами самих жильцов), но ни о каком садово-парковом искусстве речи идти не могло, даже когда дворы начали огораживать и отдельно обслуживать.
Однако ситуация неуклонно меняется — как минимум в Москве. Жителю такого большого города необходима персональная зеленая зона: доступная, с большим количеством всевозможных сценариев и радующая все органы чувств. Поэтому тренд на возведение закрытых парков на территории знаковых жилых комплексов будет только набирать обороты, а их наличие — становится весомым аргументом при покупке резиденции.»
Подробнее в статье «Проект Россия».